Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Литературоведческий журнал  / №1 2011

ШИШКОВ И КАРАМЗИН В СПОРЕ О СУДЬБАХ РОССИИ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторАльтшуллер
Страниц15
ID469645
АннотацияАктивная жизнь Карамзина и Шишкова пришлась на годы от Французской революции до восстания декабристов. Оба были консерваторами, т.е. сторонниками монархического правления для России, противниками отмены крепостного права и пр. При этом взгляды их были противоположны. Карамзин был сторонником постепенных изменений (западником), Шишков стремился к сохранению устоявшихся форм
Альтшуллер, М. ШИШКОВ И КАРАМЗИН В СПОРЕ О СУДЬБАХ РОССИИ / М. Альтшуллер // Литературоведческий журнал .— 2011 .— №1 .— С. 43-57 .— URL: https://rucont.ru/efd/469645 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Шишков и Карамзин в споре о судьбах России 43 М. <...> Альтшуллер ШИШКОВ И КАРАМЗИН В СПОРЕ О СУДЬБАХ РОССИИ Карамзин родился на двенадцать лет позже Шишкова (соответственно в 1766 и в 1754) и умер на пятнадцать лет раньше (в 1826, а Шишков – в 1841). <...> В 1784 г. Шишков опубликовал небольшое стихотворение (32 строки) «Старое и новое время». <...> И приблизительно в то же самое время (1789–1790) странствующий Карамзин с доброжелательным любопытством и живым интересом наблюдает за событиями в революционной Франции, на столетия вперед определившими общественное развитие Европы, включая Россию: «Наш путешественник присутствует на шумных спорах в национальном собрании, восхищается талантами Mирабо, отдает должное красноречию его противника аббата Мори, глядя 44 М. <...> Альтшуллер на них, как на Ахиллеса и Гектора»3. <...> »4 Для молодого Карамзина любое государственное устройство, в отличие от беспорядочной звероподобной стаи, есть уже благо. <...> «Общественный договор», вступая в силу, пройдя испытание временем, обрастая традициями и преданиями, должен всячески охраняться и почитаться гражданами, в этом обществе живущими: «Всякое гражданское общество, веками утвержденное, есть святыня для добрых граждан; и в самом несовершеннейшем надобно удивляться чудесной гармонии, благоустройству, порядку»5. <...> Однако это не означает, что человек не должен стремится к усовершенствованию, улучшению и самого себя и общественных отношений: «Утопия (Или Царство щастия сочинения Моруса) будет всегда мечтою доброго сердца, или может исполниться неприметным действием времени, посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания, добрых нравов. <...> Гармония общественного устройства в принципе достижима (так казалось ему в молодые годы), но только если движение к ней будет осуществляться медленно, безопасно, неприметно. <...> Пока Карамзин думал, что Французская революция сможет развиваться по подобной модели, он относился к ней с доброжелательным <...>