«Западники», грекофилы и традиционалисты как читатели «Меча духовного» Лазаря Барановича 17 Е.Ю. Матушек «ЗАПАДНИКИ», ГРЕКОФИЛЫ И ТРАДИЦИОНАЛИСТЫ КАК ЧИТАТЕЛИ «МЕЧА ДУХОВНОГО» ЛАЗАРЯ БАРАНОВИЧА Александр Белецкий называл главным направлением историко-литературной науки исследование, с одной стороны, восприятия произведения его современниками и ближайшими потомками, а с другой – влияния текстов на дальнейший ход литературного развития1. <...> Автор отмечал, что нужна классификация литературы каждой эпохи по читательским группам, в которых она востребована2. <...> Кто и какие книги читал в XVII в. можно воссоздать по каталогам монастырских, церковных, школьных и частных библиотек, а также по переписке, пометкам на маргинесе, посвящениям книг. <...> Мы постараемся реконструировать круг российских читателей сборника «Меч духовный» украинского проповедника второй половины XVII в. <...> Лазаря Барановича, а также исследовать восприятие этой книги на материале суждений первых читателей. <...> В этот процесс были включены и выпускники Киево-Могилянской коллегии – Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Дамаскин Птицкий, Арсений Сатановский. <...> Лазарь Баранович как реальный представитель западного образования и модернизированной к тому времени украинской церкви также принимал в этом участие. <...> Владыка привозит с собой несколько экземпляров только что изданного сборника проповедей 18 Е.Ю. Матушек «Меч духовный», который дарит царю и некоторым из его окружения. <...> В России он обостряется во второй половине XVII в. между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. <...> Посвятив свою книгу «Меч духовный» царю, Лазарь символически отдает ему всю полноту власти. <...> Лазарь Баранович выстроил и концепцию власти, и художественный мир своей книги с помощью западных текстопорождающих моделей. <...> Первое предисловие последовательно моделирует образ идеального царя, имея в виду Алексея Михайловича. <...> В предисловии нет прямого противопоставления <...>