ЭКОНОМИКА УДК 338.246.2:336.77 © С. А. Жиронкин, 2008 Развитие факторинговой и форфейтинговой форм финансирования предприятий угольной отрасли ЖИРОНКИН Сергей Александрович Доцент Кузбасского государственного технического университета Канд. экон. наук На настоящем этапе российских реформ, с обострением конкуренции между предприятиями не только за расширение сбыта, но и за инвестиции, инновации, неизбежны изменения в организации угольного производства и управлении субъектами рынка угля. <...> В частности, важная роль в совершенствовании финансирования капиталовложений в угольной отрасли должна отводиться развитию факторинговой и форфейтинговой форм этого процесса. <...> Факторинг как форма организации финансирования угольного производства заключается в покупке специализированной финансовой фирмой-фактором у предприятия прав на получение последним денежных средств от покупателей их основной товарной продукции — угля. <...> Иными словами, факторинг можно представить как покупку факторинговой компанией задолженности покупателей предприятию для последующего взыскания или перепродажи на финансовом рынке. <...> Доход фирмы-фактора состоит из скидки — дисконта со стоимости покупаемого им требования предприятия к его покупателям об оплате поставленной им продукции, и процента по кредиту, который фирмафактор может предоставлять предприятию в размере дисконта. <...> Следует отметить, что предпочтительной формой предоставления такого кредита является покупка факторинговой фирмой у предприятия его векселей. <...> Следует отметить особую привлекательность факторинговых операций для организации финансирования производства российских предприятий обрабатывающих отраслей (таких как машиностроение, легкая, пищевая промышленность, радиоэлектроника). <...> Для фирм-факторов покупка дебиторской задолженности угольных предприятий-клиентов, кроме дисконтного дохода, является также источником процентов по кредиту. <...> Этот кредит <...>