Козлова, асп. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОРИСА ХАЛЬБВАКСА В статье рассматриваются основные положения теории социальных классов Мориса Хальбвакса, изложенные в работе “Социальные классы и морфология” (1942): раскрывается понятие класса как объекта коллективного представления, подвергаются анализу критерии идентификации классов и условия их образования. <...> The article considers the basic thesis of Maurice Halbwachs’s theory of social classes outlined in the “Social classes and morphology” (1942): the concept of class is revealed as the object of collective representation, the main characteristics of classes, the criteria for its selection and conditions for classes formation are analyzed. <...> Key words: Maurice Halbwachs, theory of social class, collective representation. <...> Историческое развитие общества, а также коренные изменения в различных сферах жизнедеятельности и функционирования социальных институтов, произошедшие во второй половине XX в., привели к глубинным трансформациям социальной структуры. <...> Появление новых форм занятости, собственности, власти, социальных групп, преобразование уровня жизни индивидов и жизненных стандартов, а также обусловливающие их факторы нуждаются в комплексном социологическом осмыслении, которое невозможно осуществить без рефлексии существующих традиций и методологических подходов к изучению социальной структуры общества. <...> Однако несмотря на многовековую историю теоретического * Козлова Лидия Викторовна, e-mail: lidiyakozlova@yandex.ru 219 осмысления рассматриваемого феномена, в научной мысли отсутствует единая точка зрения по данному вопросу, что выражается в существовании множества теоретических подходов и концепций, посвященных проблеме классового строения общества. <...> В рамках классического этапа развития социологии сформировалось две методологические традиции исследования социальной структуры общества: классовый и стратификационный подходы. <...> полагал, что классы являются объективными социальными образованиями, не зависящими от сознания индивидов <...>