ОБЩЕСТВО © 2013: о.в. доржигушаева; фни «XXI век» эколоГИческАя этИкА БуддИзМА о.в. доржигушаева Эл. почта: oyuna79@mail.ru восточно-сибирский государственный университет технологий и управления, г. улан-удэ, россия the ecoloGical ethics oF buDDhism o.V. <...> Глобальный экологический кризис, включающий загрязнение окружающей среды, чрезмерную антропогенную нагрузку на биосферу, истощение ресурсов, эстетическую деградацию природы, вымирание видов растений и животных, вынуждает общество коренным образом перестраивать этику и питающую ее философию. <...> Глобальность кризиса, поразившего нашу планету, требует объединения усилий востока и Запада в формировании экологической этики. это тем более важно для россии в силу специфического географического положения, многонациональности и чрезвычайной остроты экологической ситуации. в настоящей статье рассмотрено значение нравственного потенциала буддийской культуры и для формирования экологического стереотипа поведения современного человека. рассмотрены ритуалы, обряды и обычаи, имеющие природоохранное значение, и основные философские принципы буддийской экологической этики, оказавшие влияние на отношение к «живой природе» в Байкальском регионе. представлены основные положения экологической этики буддизма, в особенности такие понятия, как карма – выражение экологической ответственности человека, ахимса – принцип ненасилия, бодхичитта – доброта и сострадание ко всем живым существам. их ценность заключается в том, что они уже оказали свое благотворное влияние на менталитет и этическую культуру народов многих стран, смягчая нравы и прививая бережное отношение к окружающему миру. автор не делает акцент на различиях буддийских направлений и школ, поскольку эти различия не затрагивают отношения к природе и экологической этике. <...> 254 Буддизм и шаманизм в Байкальском регионе по мере распространения на север буддийское учение вбирало традиционное отношение к природе народов <...>