Аркадий Гайдар
Пути-дороги
----------------------------------------------------------------------------Книга:
А.Гайдар. Собрание сочинений в трех томах. Том 3
Издательство "Правда", Москва, 1986
OCR & SpellCheck: Zmiy (zpdd@chat.ru), 13 декабря 2001
---------------------------------------------------------------------------Два
года назад отдыхал я в Гаграх, на кавказском побережье Черного моря.
Восхищался сначала горными пейзажами, лазал по ущельям или целыми днями валялся в тени
финиковых пальм и роскошных платанов.
Но потом осточертело мне море, надоели мне пальмы и надоела солнечная лень. Довез меня
пароход до Сочи, а оттуда я прямо на станцию к кассиру.
- Сколько, - говорю, - уважаемый товарищ, билет до Москвы стоит?
Сказал он. Гляжу - по деньгам не подходит.
- Сколько тогда, - говорю, - дорогой товарищ, до Ростова?
Гляжу - излишек остается.
И так я спрашивал его еще про несколько городов, потому что ехать мне было все равно куда. И
каждый раз он отвечал вежливо, не то что кассиры на наших станциях, хотя, может быть, это и потому,
что больше, кроме меня, пассажиров что-то не видно было и скучно ему, кассиру, было сидеть у окошка.
Но наконец то ли надоело ему отвечать, то ли заинтересовался он, к чему бы это мне такое
количество городов понадобилось, а только перебил он меня и говорит:
- Да вам, собственно, до какого места надо?
Вывалил я тогда вместо ответа ему на подоконник всю наличность - двенадцать рублей сорок
копеек - и говорю:
- Будьте настолько любезны, докуда этой суммы хватит, дотуда и дайте.
Посмотрел он в таблицу и отвечает:
- Ежели сюда добавить гривенник, то как раз без плацкарты до Баку хватит, а ежели отнять
полтинник, то в аккурат с плацкартой до Харькова.
А в Харькове у меня никого и ничегошеньки, а в Баку и подавно, и взял я билет до Харькова,
потому что хоть и есть это город Украинской республики, а все же к России ближе.
Загудел паровоз, зашипел, и я в единственном числе, не считая старой мадам да двух абхазцев с
кинжалами, поехал в жестком вагоне на север, по Черноморской дороге, которая сползает все время в
море.
И, высунувшись в окно, смотрел я на природу, на горы, а также возле станции Лоо, которая вовсе
и не станция, а так что-то, видел единственное в свете померанцевое дерево, больше нашего дуба,
которое настолько замечательно, что в старое время возле него днем и ночью часовой ходил. Но я
подумал, что весной, когда в цвету, тогда, может, оно и так-сяк, а теперь просто обыкновенное дерево, и
на нем грач...
...Вылез я из поезда в Харькове, сделал не торопясь круг по городу и увидел, что действительно
хороший город. Только надписи на вывесках малопонятные и речка поперек города дрянь, потому что ее
свиньи вброд переходят.
На Пушкинской встретил я картину с планом, под которой была надпись "Харьков через сто лет",
на которой, помимо аэропланов в небе и всяких прочих воздушных сообщений, изображена эта самая
речка, а на ней пароходы океанского масштаба, - ну, только, по-моему, это просто фантазия и даром
инженерам деньги за планы.
И так я дошел до базара, на котором столько крику, сколько в Гаграх тишины, и купил за
двугривенный четыре пирожка, сел на бревно и стал раздумывать о своей судьбе.
Конечно, можно было первым делом в редакцию насчет гонорара, но надоело, и вместо этого в
голову пришла мне замечательная идея такого направления: а что, если забыть про свою литературную
профессию и попробовать прожить до конца лета просто так? Как же я в любом рассказе могу описать
путешествия вокруг света с гривенником в кармане, и все как по линеечке выйдет, то есть доберется
человек до цели не померши и даже с интересными приключениями?
Стр.1