Регионы: антикризисные модели поведения потребителей Регионы: антикризисные модели поведения потребителей1 В.Г. БАСАРЕВА, доктор экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск. <...> E-mail: mikheeva_nn@mail.ru В статье сравниваются стратегии поведения населения регионов России в периоды кризиса 2008–2009 гг. и 2014–2015 гг. <...> Показано, что, в отличие от предыдущего кризиса, меры, предпринимаемые Правительством РФ для поддержания спроса населения, менее эффективны, запаздывают по времени, не учитывают региональную специфику адаптации регионов. <...> Выявленные стратегии поведения потребителей в регионах отличаются от оценки их прогнозируемого поведения для страны в целом, что позволяет использовать предлагаемый метод для уточнения национальных прогнозов. <...> Ключевые слова: агрегированный потребитель, динамика реальных доходов, потребительский спрос, антикризисная программа, прогнозы Опыт кризиса 2008–2009 гг. <...> В кризисном 2009 г. рост безработицы и снижение реальной заработной платы оказали существенное давление на реальные доходы населения, однако рост реального размера пенсий (10,7% к уровню 2008 г.) и повышение заработной платы бюджетников позволили избежать падения реальных располагаемых доходов населения – в целом по стране они выросли на 1,8%. <...> Положительная динамика очень неравномерна по территориям: в 2008 г. реальные доходы населения снизились в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, в 2009 г. – в Уральском и Сибирском. <...> Рост реальных доходов населения не привел к увеличению потребительских расходов: оборот розничной торговли сократился на 5,1%, платных услуг населению – на 2,5%. <...> Падение индексов этих показателей отмечалось во всех федеральных 1 Статья подготовлена в рамках Соглашения о развитии научного сотрудничества между ИЭОПП СО РАН и ИНП РАН. <...> Называют две причины такого поведения потребителей – значительные выплаты по ранее взятым потребительским <...>