Транссиб и Шелковый путь: глобальная инфраструктура и региональное развитие 21 Транссиб и Шелковый путь: глобальная инфраструктура и региональное развитие1 Л.А. БЕЗРУКОВ, доктор географических наук, Институт географии им. <...> E-mail: bezrukov@irigs.irk.ru Анализируется проблема конкурентоспособности Транссиба в сравнении с сухопутными вариантами Шелкового пути. <...> Доказывается целесообразность создания международных транспортных коридоров в целях не только организации транзитных перевозок, но и экономической и политической интеграции евразийского пространства, прежде всего активизации трансграничного хозяйственного сотрудничества смежных районов России, Китая и Казахстана как перспективного направления, способствующего ослаблению невыгодных последствий их внутриконтинентального положения. <...> Ключевые слова: Транссиб, Шелковый путь, транспортные коридоры, конкурентоспособность, транзитные перевозки, ультраконтинентальное положение, пояс развития В сложившейся обстановке резкого охлаждения отношений со странами Европейского союза (ЕС), США и их союзниками, угрожающего национальной безопасности, высшее руководство России провозгласило курс на разворот значительной части международных хозяйственных связей в восточном направлении, прежде всего на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). <...> Медведева [1], речь следует вести не столько о «переориентации» имеющихся связей, сколько об «активизации» сотрудничества на «восточном направлении». <...> Настороженность российских экспертов встретил, например, предложенный китайской стороной проект «Экономический пояс Шелкового пути». <...> Многие эксперты усмотрели в проекте указанного «экономического пояса» стремление Китая выдавить Россию из Центральной Азии и взять под «мягкий» контроль значительную часть обширного евразийского пространства. <...> Ставятся острые вопросы о возникновении серьезной конкуренции китайского транспортного мегапроекта российским <...>