164 Управление отношениями банка с проблемными заемщиками И.Д. КОТЛЯРОВ, кандидат экономических наук, НИУ «Высшая школа экономики», Департамент финансов, Санкт-Петербург. <...> E-mail: ivan.kotliarov@mail.ru В статье обоснована необходимость разработки алгоритма управления отношениями с заемщиками, не выполняющими свои обязательства перед банком. <...> В качестве формального критерия определения риска невыполнения заемщиком своих обязательств предложен срыв графика выплат по кредиту. <...> Разработана классификация заемщиков по критериям их платежеспособности и добросовестности и для каждой категории заемщиков предложены стратегии поведения банка. <...> Построена классификация стратегий банков при взаимодействии с заемщиками, не выполняющими свои обязательства. <...> Ключевые слова: банк, кредит, платежеспособность, проблемный заемщик, неплатежеспособный заемщик, недобросовестный заемщик, взыскание кредита, коллекторы Рост популярности1 потребительского кредитования в нашей стране естественным образом привел к возникновению проблемы невозврата кредитов (еще более обострившейся из-за ухудшения экономической ситуации в России и снижения реальных доходов населения). <...> Используемый для этого инструментарий хорошо известен и включает в себя достаточно широкий спектр методов досудебного и судебного (а также, к сожалению, внесудебного) воздействия 1 Мы целенаправленно используем этот не совсем научный оборот вместо более строгого понятия «рост объемов потребительского кредитования» применительно к нашей стране. <...> Выражение «рост объемов кредитования» носит констатирующий, нейтральный характер, тогда как, говоря о популярности потребительского кредитования, мы подчеркиваем то избыточное внимание, которое ему уделяли как заемщики в качестве инструмента финансирования своей потребительской активности, так и банки, рассматривавшие потребительское кредитование как основной драйвер роста кредитного портфеля. <...> Итогом <...>