Нужен ли единый оператор Северного морского пути Один путь – один хозяин? <...> Нужен ли единый оператор Северного морского пути1 В.А. КРЮКОВ, член-корреспондент РАН, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск В статье рассматриваются проблемы и следствия применения различных подходов к формированию системы управления (регулирования) функционированием трассы Северного морского пути. <...> По мнению автора, при тех возможностях, которыми располагает государство, современной ситуации развития Арктики в наибольшей степени отвечает система управления, учитывающая особенности различных сегментов экономики. <...> А именно: хозяйственные функции единого оператора допустимы только при реализации проектов с доминирующим участием государства. <...> В остальных случаях они ограничиваются вопросами координации и согласования интересов всех сторон, участвующих в обеспечении функционирования пути (включая отправителей и получателей грузов). <...> Ключевые слова: Арктика, Северный морской путь, единый оператор, функции управления, координация, развитие инфраструктуры, тарифы ледовой проводки, караванная проводка судов История вопроса и его актуальность Общепризнанны различия социально-экономических систем по отношениям собственности, роли рынка и государства, подходам к управлению государством и месту отдельного человека (именно человека, а не «личности») в экономике и обществе и многим другим важным признакам. <...> Менее очевидно, что они характеризуются также неодинаковыми подходами к формированию технико-технологических подсистем в различных секторах экономики. <...> При этом в разных социально-экономических системах, функционирующих в один и тот же промежуток исторического времени (исчисляемый не годами, а по крайней мере, десятилетиями), могут применяться одинаковые базовые принципы и элементы создания компонентов технологических подсистем, одни и те же достижения в области <...>