– №5 Перспективы развития транспортировки угля сибирских месторождений В.Н. ЧУРАШЁВ, кандидат экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск. <...> E-mail: tch@ieie.nsc.ru В статье анализируется структура перевозок угля в России и отмечается устойчивый рост экспортных поставок в восточном направлении при сокращении объемов внутреннего потребления и стабилизации поставок в западные страны. <...> В статье рассмотрены узкие места в транспортировке угля в настоящее время и в перспективе и обсуждаются проблемы финансового обеспечения мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры. <...> Ключевые слова: железнодорожные перевозки угля, потенциал добычи, транспортная инфраструктура, финансирование инфраструктурных проектов В настоящее время перед угольной промышленностью России стоит проблема выбора: продолжать экспорт или сворачивать добычу? <...> В России уголь в основном перевозится по железной дороге: на него приходится около 33% от всех перевозимых грузов в целом по железнодорожной системе страны, а по некоторым участкам Транссиба – до 70%. <...> Учитывая высокую капиталоемкость ввода новых угольных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры, перспективы развития добычи и транспортировки угля в России необходимо рассматривать во взаимосвязи в рамках единой производственно-транспортной задачи. <...> Современное состояние перевозок Практически каждый из 83 субъектов Российской Федерации потребляет уголь, но лишь 24 производят его. <...> Основные угледобывающие регионы – Кузнецкий Перспективы развития транспортировки угля сибирских месторождений 83 и Канско-Ачинский бассейны, а также ряд бассейнов с крупными запасами углей (Иркутский, Минусинский, Улугхемский) – расположены в географическом центре страны, на значительном удалении от погранпереходов, через которые экспортируется уголь, и от промышленно развитой европейской части России, где единственными <...>