№ 4 А.О. Малахов, асп. кафедры социологии коммуникативных систем социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО АНАЛИЗА: ОТ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ К КОММУНИКАЦИИ И ИДЕНТИЧНОСТИ В статье осуществляется теоретический анализ концепций феномена потребления. <...> Автор предпринимает попытку рассмотреть эти концепции, исходя из допущения, что само потребление усложняется со временем, приобретая черты коммуникации и процесса формирования различий и идентичности. <...> Ключевые слова: потребление, концепции феномена потребления, коммуникация, формирование различий и идентичности. <...> характеризует современное состояние общества: детерминирующую роль в нем играют система потребления, формируемые ею индивиды и производимые вещи. <...> Потребление при этом перестает быть чисто экономическим процессом, направленным на удовлетворение безграничных потребностей индивидов. <...> Оно приобретает черты коммуникации и выражения идентичности на индивидуальном, групповом и социальном уровнях. <...> Сама сфера потребностей расширяется за счет расширения предложения предметов и услуг на рынке. <...> Современная наука не может оставаться в стороне от теоретического и прикладного анализа данного феномена. <...> Потребительское поведение является предметом изучения многих наук. <...> Проблематика потребления хорошо освещена в трудах экономистов. <...> Основной акцент в их концепциях делается на рациональной составляющей процесса потребления. <...> Однако, несмотря на провозглашение независимости и автономности потребителя, его поведение рассматривается довольно упрощенно (хотя и учитывается роль ряда психологических факторов). <...> Объектом маржиналистского подхода становится скорее не сам потребитель с многообразием его индивидуальных проявлений и влияния на него окружения, а процесс потребления, влияющий на характер производства товаров и услуг, формирование последующего предложения и вытекающего <...>