№ 3 С.О. Елишев, ст.н.с. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОНЯТИЙ “ЦЕННОСТЬ”, “ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ” Ценности и ценностные ориентации являются предметом исследования различных социально-гуманитарных дисциплин: философии, социологии, психологии, культурологи и др. <...> Автор предлагает рассмотреть существующие теоретико-методологические подходы к изучению понятий “ценность”, “ценностные ориентации”. <...> Понимание сути процесса социального развития российского общества, а также коллизий современной российской действительности невозможно без уяснения содержания понятий “ценности”, “системы ценностей”, “ценностные ориентации”; механизмов и факторов трансформации ценностей, ценностных ориентаций; процессов их формирования и изменений. <...> Актуальность разработки ценностной проблематики в социологии является очевидной, поскольку по сложившейся в обществе системе ценностей, ценностных ориентаций и установок социолог может вынести свое суждение о конкретном состоянии функционирования общества, его потенциале и перспективах развития. <...> Ценности, ценностные ориентации и их системы определяют состояние, характеристики общества в целом и отдельно взятой личности. <...> Характерно, что интерес к изучению ценностной тематики заметно повышается в кризисные или переходные периоды развития обществ, сопряженные не только с изменением условий жизни, социальных структур обществ, но и с переоценкой ценностей и их систем (утверждением новой нормативно-ценностной модели, а следовательно и изменениями в процессе функциониро* Елишев Сергей Олегович, e-mail: elishev@list.ru 74 вания и развития обществ). <...> Понятие “ценность” в качестве принципиально важной составляющей входит в структуру концепций целого ряда социальногуманитарных наук (философии, социологии, социальной психологии, культурологии и др.) <...> В понятие <...>