№ 1 Д.Р. Торосян, аспир. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* ГЕРОИЗМ И ПАТРИОТИЗМ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Сегодня Россия переживает ценностный кризис. <...> Героико-патриотическое мировосприятие облегчает поиск ориентиров в нестабильном мире, перенасыщенном информацией. <...> Воспитание патриотизма должно осуществляться в семье, школе, высших учебных и других образовательных учреждениях, трудовых коллективах. <...> Идеи героизма и патриотизма являются важнейшими составляющими культуры социума. <...> При этом культура как совокупность систем ценностей, стереотипов мышления и поведения, свойственных данному обществу, становится ключевым элементом как его устойчивости, так и его приспособляемости к внешним воздействиям без разрушения существенных черт1. <...> Все новые поколения нуждаются в героях — моральных и культурных авторитетах2. <...> Мифологические и исторические сведения о героях, хранящиеся в памяти общества, поднимают самооценку социума. <...> Вместе с тем в своем восприятии героизма современный человек сталкивается с некими внутренними препятствиями — с иронией, цинизмом, неверием в чужое благородство и пр., — задающими определенную тональность восприятия данного феномена3. <...> Нарастающая неоднозначность восприятия “героев” современным обществом отражается в утрате или по крайней мере изменении смысла ряда концептуальных метафор, таких как “народный герой”, “герой труда”, “герой без страха и упрека” и пр. <...> Сущность русского ∗ Торосян Джульета Рантиковна — juleta02@jandex.ru 1 Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. <...> 157 национального мира всегда опиралась на мифологию сакрального вождя (герой-лидер) и одновременно сакральную коллективность (православная соборность, община). <...> Все это не могло не сказаться на новом подъеме героико-патриотических настроений и не только в небольших странах, где общество испытывает вполне <...>