8 ОБУЧЕНИЕ Компетентность 7/128/2015 Влияние региональных научно-образовательных комплексов на развитие регионов Э Л.П. Клеева профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, lusy45@ya.ru, д-р экон. наук, профессор ключевые слова социально-экономическое развитие региона, конкуренция, кадровый потенциал, инвестиционный климат, научнообразовательный комплекс, инновации Рассмотрены виды межрегиональной конкуренции, анализируются результаты исследования, проведенного в ходе разработки концепции стратегий регионального развития. <...> Показано, что научно-образовательные комплексы депрессивного региона отрицательно влияют на его экономику. <...> Проанализированы причины этого явления, предложены способы преодоления отрицательного влияния ффективное развитие регионов — важнейшее условие социально-экономического роста России в целом. <...> Существенным фактором развития регионов становится конкуренция между ними, в первую очередь за ресурсы. <...> Если социально-экономическое развитие региона слабее, чем у соседей, работники могут покинуть его и переселиться в другие области с более высоким качеством жизни. <...> Поэтому при исследовании обычно сравниваются показатели развития соседних областей и краев (в первую очередь уровня жизни населения), чтобы оценить перспективы миграции. <...> Наиболее квалифицированные работники представляют собой общестрановой (национальный) или даже мировой ресурс и за них приходится конкурировать со всеми регионами, включая Москву и СанктПетербург, привлекающими наиболее активных и квалифицированных специалистов. <...> Существенным ресурсом социально-экономического развития остаются инвестиции, которые тоже могут рассматриваться как предмет региональной, национальной и мировой конкуренции. <...> При исследовании инвестиционного климата оцениваются перспективы прихода инвесторов в регион или ухода из него. <...>