Противостояние жизни и смерти По рабочим тетрадям, дневникам и письмам А.Т. Твардовского периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. годы войны понятия жизнь и смерть наполняются новым со держанием. <...> «Грандиозность ос новного конфликта между Родиной и захватчиками, между жизнью и смер тью показала, обнажила, укрепила ис ходные, коренные ценности родной жизни, создала особое новое погранич ное состояние человека между жизнью и смертью— иособую напряжённость, силу жизни в этом состоянии» — отме чает А. <...> Македонов в своём исследова нии «Творческий путь Твардовского. <...> В В дневниках Твардовского этого пери ода сами понятия жизни и смерти, тем не менее, встречаются реже: слишком велико стало их значение для каждого человека, слишком тонка грань между ними, слишком весомы стали они в дни, когда жизнь и смерть каждого были равны. <...> Близость смерти в любой момент придавала особую остроту жизни. <...> , — во плотить главный конфликт нашего времени: противостояние жизни и смерти. <...> Никогда, ни в какие другие эпохи этот конфликт не был главным, хотя, разумеется, о финале человечес кой истории, даже о конце света раз мышляли немало. <...> В первые дни войны Твардовского по ражало несоответствие, контраст меж ду красотой, покоем природы и жесто костью войны: «Помню, — вспоминает он о поездке в Канев, — тревожночис тое голубое с лёгкой дымкой и золоти стостью небо раннего полудня». <...> Небо, решётки и переплете ния моста, и внизу широкая, густая, отчасти стальная синева Днепра. <...> О! — сказал ктото коротко и, пожалуй, да же раньше, чем белый столб возник из синей воды и послышался тяжёлый чох разорвавшегося в воде снаряда» [3, 33]. <...> Усугубились эти впечатления от разгрома Днепровской флотилии и переживанием возможной личной гибели. <...> Война нарушает и гармонию самой природы, и гармонию взаимоот ношений её с человеком. <...> В воспомина ниях о проезде через Украину в пер вые дни войны возникает тот самый контраст <...>