ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА «И песен матери родной… <...> » Мотив матери и материнства в творчестве А.Т. Твардовского Светлана ТУМАНОВА, кандидат филологических наук, доцент кафедры РУДН Э 1 Македонов А. <...> 53. то особенно сложный, многоас пектный и многослойный мо тив, проходящий через всё творчество Твардовского — от самых ранних стихотворений до знаменито го цикла «Памяти матери». <...> В ранней лирике он возникает и су ществует как скрытая антитеза моти ву отца. <...> Пожалуй, нет в русской лите ратуре ХХ века такого огромного нежного и в то же время трагического чувства любви сына к матери. <...> Иссле дователи указывают на особую роль «матери и материнства» в системе об разов поэта и на существование обра за «матери в самых разнообразных смыслах и масштабах — от конкрет ной материкрестьянки до Матери Родины и МатериЖизни»1. <...> Если сложные взаимоотношения с отцом вызывали раздражение рвущегося к своему предназначению юноши Твардовского, то мать, «своеобразная и поэтическая русская крестьянка, от личавшаяся от простой деревенской женщины», воплощалась в такие же поэтичные строки стихов. <...> В извест ной записи в дневнике 1929 года о том, что молодой поэт хочет «охла деть к Загорью», мама оказывается среди тех образов, которые, несмотря ни на что, «будут мерещиться и за полнять его». <...> Образы родных мест и мамы будут заполнять душу поэта до самой смерти, и, более того, имен но они окажутся тем живительным источником, благодаря которому он станет поэтом Твардовским. <...> Истоки мотива материнства в двух стихотворениях 1927 года с одинако во бесхитростным названием «Мате ри»: «Я помню осиновый хутор…» и «Было время — забавляла цацей… <...> ». Наполненное конкретными, зримыми 3 РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1’2015 Теория и практика деталями, столь характерными для бу дущего Твардовского: «сухой армяк», запах «подкошенного сена» и др., пер вое стихотворение — о материнской заботе, о любви к сыну: «Я помню, ты каждое <...>