Обучение русскому языку на коммуникативной основе азвитие устной и письменной ре чи как средства общения — пер востепенная задача уроков рус ского языка. <...> Решение этой задачи предполагает формирование комму никативных умений, обеспечивающих школьникам более успешную соци альную адаптацию. <...> Р Особенности речевого развития у уча щихся VII вида обучения проявляют ся неравномерно: у одних преоблада ют фонетикофонематические нару шения, у других — лексикограммати ческие. <...> Несформированность связной речи снижает познавательные воз можности учащихся, их мыслитель ную речевую деятельность. <...> Почти все дети, имеющие проблемы в развитии, испытывают трудности при логичес ком построении связного высказыва ния. <...> Их речь часто бедна просто пото му, что они не стремятся говорить бо лее ярко и разнообразно. <...> Речевая дея тельность включает в себя умение слушать и слышать собеседника, ко торое также необходимо развивать. <...> Работа по развитию речи должна быть ориентирована на подготовку детей к реальной жизни, к решению жиз ненных задач. <...> Учитель в процессе обучения должен: постоянно следить за качеством про изношения детьми звуков в словах; фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, на возможных смысловых связях между словами; своевременно предупреждать неточ ное или ошибочное употребление ка коголибо слова, реагировать на него; упражнять детей в многократном ис пользовании новой лексики в разнооб разных контекстах и речевых ситуациях; обращать внимание детей на смыс лоразличительную функцию словооб разования, сравнивать смысловую и морфологическую стороны родст венных слов; целенаправленно обучать построе нию связного высказывания на прак тическом уровне; развивать речевую активность и культуру устной и письменной речи. <...> Ведущим направлением по развитию ре чи учащихся является обучение русско му языку на коммуникативной <...>