» Социальнопедагогическая практика в Российской империи «All Our Work Bore the Character of Being Social… <...> »: SocioPedagogical Practice in the Russian Empire Сергей ХИЖНЯКОВ (Sergey 58 Khizhnyakov), старший научный сотрудник Института социальной педагогики РАО, историк и публицист We continue publication of the historical and pedagogical cycle «Formation and Development of the Social Pedagogy in Russia» (see N 1–4, 2013). <...> Продолжаем историкопедагогический цикл публикаций «Становление и развитие социальной педагогики в России» (см. №№ журнала 2013 г., №№ 1–4). <...> Предлага ем очерк, воссоздающий опыт социальнопедагогических начинаний во времена Российской империи. <...> На малоизвестном фактическом материале автор раскрыва ет роль общественных организаций в педагогическом сопровождении социальной работы, опыт взаимодействия педагогов, психологов, врачей в воспитательнооб разовательной практике, прослеживает процесс нарастания педагогического компонента в деятельности дореволюционной социальной сферы. <...> * * * Ключевые слова: защита детства, педагогическое сопровождение, образователь ные экскурсии, земская педагогика, воспитательная среда, коррекция личности. <...> Развитие социальнопедагогических идей в истории России базировалось на опыте практических воспитатель нообразовательных начинаний, до XIX в. осуществлявшихся преиму щественно государством, а затем — вплоть до установления советской вла сти — преимущественно общественны ми благотворительными организация ми, обществами социальной защиты, разного рода попечительств, родитель ских кружков, земских учреждений, частных дошкольных, школьных и ле чебновоспитательных заведений. <...> В эпоху царствования Екатерины II государство ставило задачу «создать новую породу людей», лишённых по роков предыдущих поколений. <...> От крытые им учебновоспитательные за ведения (военносиротские отделения, училища для глухонемых и слепых де тей, для солдатских дочерей и детей нижних чинов морского ведомства, бо гадельни для вдов военных <...>