М.А. Ковалев, Г.В. Бородкин «Система контроля технического состояния гидросистем летательных аппаратов » УДК 629.7.064 М.А. Ковалев (Самарский государственный аэрокосмический университет им. <...> С.П. Королева), Г.В. Бородкин (Новокуйбышевский завод катализаторов) E-mail: kovalev@ssau.ru СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГИДРОСИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА ЗАГРЯЗНЕНИЯ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ Предложен способ построения диагностической системы для гидросистем. <...> В качестве основного диагностического признака использован дисперсный состав частиц загрязнения рабочей жидкости. <...> Разработана наземная система контроля технического состояния гидросистем летательных аппаратов. <...> Ключевые слова: диагностика гидравлических систем, алгоритм диагностирования, мониторинг дисперсного состава частиц загрязнения рабочей жидкости, система функциональной диагностики гидравлических систем. <...> Повышение числа летных происшествий в последнее время, а также высокая конкуренция в сфере авиаперевозок с особой остротой обозначили проблему повышения надежности бортовых систем летательных аппаратов (ЛА). <...> Неотъемлемой конструктивной частью ЛА являются гидросистемы (ГС), область применения которых неуклонно расширяется. <...> Например, на самолете типа Ту-204 число гидроагрегатов увеличилось в 1,5 раза по сравнению с ТУ-154, а на самолете ИЛ-96 – в 2 раза по сравнению с ИЛ-86. <...> ГС современных ЛА – это сложнейшие динамические системы, которые включают в себя до 5 отдельных ГС, до 40 функциональных подсистем и до 1000 агрегатов [1]. <...> При этом условия функционирования бортовых ГС постоянно усложняются (растут рабочие значения давления, температуры и расхода рабочей жидкости), что приводит к снижению ресурса гидроагрегатов и увеличению вероятности их отказов. <...> Известно, что нормативные документы устанавливают жесткие требования к надежности ЛА. <...> Вместе с тем отказы многих из функциональных подсистем ГС (например, электрогидравлических <...>