АКТУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ Необходимость более ос новательного воспитания в современной школе1 Иоганн Генрих ПЕСТАЛОЦЦИ (1746–1827) Иоганн Генрих Песталоцци, выдающийся швейцарский педагог-демократ, свыше 50 лет своей жизни посвятил воспитанию и обучению детей. <...> Он вн¸с существенный вклад в историю развития прогрессивной педагогической мысли и выступил одним из основоположников методики начального обучения. <...> Публикуемые ниже мысли выдающегося классика педагогики посвящены проблеме нравственного воспитания детей, столь актуальной сегодня. <...> 51 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 4’2014 Актуальное наследие ы говорим о прогрессе само уверенности больше, чем все предшествовавшие нам поко ления; мы опьяняемся мощными три умфами науки и техники, но забываем спросить себя, не обнаруживаем ли мы застоя или даже попятного движе ния в самом важном: в господстве че ловека над естественными силами своей внутренней природы, во власти личности над жизнью и судьбой. <...> Чем больше мы овладеваем миром материальных благ с его со блазнами, его неугомонностью и его неистощимым возбуждением всё но вых потребностей, тем настоятельней становится необходимость значитель ного укрепления и углубления духов ной стороны нашей природы. <...> Так то и мы пользуемся техниче ской культурой, но упускаем из вида планомерную дальнейшую заботу о её нравственных условиях, забываем, до какой степени высокоразвитая ко операция современной хозяйствен ной жизни зависит от сил характера— чувства ответственности, добросове стности, социального воспитания, са мообладания. <...> Требо вание более государственного воспи тания юношества, педагогическая про паганда сельских пансионов, стремле ние усилить значение искусства в жизни ребёнка, введение ручного труда в учебные планы школы, едино душный призыв к участию школы в половом оберегании юношества и в пропаганде против алкоголизма, важные изыскания патологических <...>