ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ Падение с недосягаемой высоты Марк ПОТАШНИК, действительный член (академик) Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Большая ложь Словосочетание «большая ложь» озна чает пропагандистский приём, суть ко торого сводится к следующему: если вам говорят достаточно большую ложь и повторяют её часто, то простодушные люди поверят, что им говорят правду. <...> Чем более чудовищных масштабов ложь, чем она бессовестнее и циничнее, тем скорее люди в неё поверят. <...> Вспомним известную многим опыт ным педагогам с юности цитату В.И. Ленина из его работы «Странич ки из дневника», написанной в 1923 г.: «Народный учитель должен быть у нас поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и не мо жет стоять в буржуазном обществе. <...> Эту фразу каждый год и по многу раз, к месту и не к месту и всегда с пафо сом, повторяли все, кто занимал лю бой руководящий пост в системе об разования, все политики, особенно партийные бонзы, общественные дея тели, и учителя страны по наивности поверили в неё, хотя обман был уже в самый момент цитирования: дело в том, что у В.И. Ленина словом «зва нию» фраза не заканчивается, и за ней в том же предложении следует: «и, главное, главное и главное над подня 3 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ 4’2016 Теория и методология тием его материального положения». <...> В памяти от ленинской цитаты оставалась только её началь ная (красивая, возвышенная, подни мающая самоуважение) часть, реали зация которой тоже требовала нема лых денег, но это уже не имело ника кого значения. <...> Государственные мужи, политики по лагали, что многократным повторени ем ленинской цитаты они поднимают учителя на ту самую высоту. <...> Но когда в одних регионах (их мень шинство) средняя зарплата до 80 ты сяч рублей в месяц, а в других (кото рых большинство) — 18 тысяч рублей за тот же труд, то это можно назвать не иначе, как несправедливость, если учесть, что речь <...>