поэзию и прозу Лермонтова печальный оттенок тоски и безысходности: «И некому руку подать в минуту душевной невзгоды… <...> ». В обществе, охотно принимавшем знамени тость, далеко не все были расположены к поэту: не нравился независимый характер, острый язык и то, что чувствует себя ровнею среди «благосклонно» допустивших его в свои выс шие сферы. <...> В 1840 году появляется повесть Владимира Соллогуба «Большой свет», в которой пародийно выведен Лермонтов под именем персонажа Мишеля Ле онина (от франц. lion — лев), тщетно пытающе гося утвердить себя в роли светского льва. <...> О том, что за этим образом стоит именно Лермонтов и что по весть была связана с придворной интригой, в своих воспоминаниях говорит сам В. <...> Соллогуб: «С Лермонтовым я сблизился у Карамзиных и был в одно время с ним сотрудником “Отечест венных записок”. <...> Светское его значение я изоб разил под именем Леонина в моей повести “Большой свет”». <...> Образ маски — один из ключевых в поэзии М.Ю. Лермонтова. <...> С его помощью выражается то несоответствие между блестящей формой и нич тожным содержанием, которое так поражало поэта в светском обществе. <...> Уже в одном из ранних сти хотворений «Как луч зари, как розы Леля. <...> он прибегает к этому образу, говоря о свете: «И чьих не обольстит очей нарядной маскою сво ей? <...> » «Маскарад» — так символично названа Лер монтовым драма о нравах дворянского общества. <...> Вся жизнь «большого света» — это внешне изыс канный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад, где нет места подлинным чувствам, где под маской внешней благопристойности и блеска скрывается пустота, торжествует процветающий «приличьем скрашенный порок». <...> Маска в свете призвана скрывать порок, в случае с самим Лер монтовым получалось наоборот. <...> В свете вряд ли уместна искренность и открытость: Но свет чего не уничтожит? <...> И чьих не обольстит очей Нарядной маскою своей? <...> ) По мнению самых проницательных совре менников, поэт, живя в таком фальшивом мире <...>