Теория и методология Овладение школьниками универсальными учебными действиями — требование новых стандартов Наталья ШЕВЧЕНКО, доцент Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук овые Федеральные стандарты общего образования как обще ственный договор ориентиру ют всех заинтересованных участников образовательного процесса на разви тие личности. <...> До недавнего времени под стандартом понимались фиксиро ванные требования к уровню подго товки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение кото рого обеспечит достижение планируе мых образовательных результатов. <...> Если раньше под образовательными результатами мы имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то те перь мы имеем дело с операциональ ными, личностными результатами, оп ределяющими мотивацию, смысловую направленность деятельности школь ника, его общение. <...> Н 22 В современном понимании стандарт имеет два назначения. <...> Стандарт задаёт новое содержание в виде ком плекса требований, в том числе— кре зультатам освоения основной образо вательной программы школы. <...> Педаго гическим средством достижения ре зультатов рассматриваются универ сальные учебные действия, которые учащийся должен продемонстриро вать на аттестации. <...> Стандарт будет за давать некие показатели эффективно сти деятельности системы образова ния на разных уровнях: от образова тельного учреждения до муниципали тета, региона и всей федерации. <...> Таким образом, учителям задано кон кретное направление педагогической деятельности, предполагающее разви тие универсальных учебных действий, которые обеспечивают успешность ак тивной познавательной деятельности, социализацию учащихся. <...> Однако при чётко указанной цели весьма слабо проработаны методические способы её достижения. <...> Если планируемые учебные результаты нормативно обо значены государственными образова <...>