Теория и методология Освоение учащимися Сергей ВОРОВЩИКОВ, профессор кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук универсальных учебных действий Внутришкольная система учебнометодического сопровождения Статья, которую мы вам предлагаем, носит сугубо практикоориентированный характер. <...> Федеральные стандарты нового поколения требуют реализации метапредметного аспекта. <...> Автор статьи предлагает стройную систему практической разработки универсальных учебных действий, с помощью которых реализуется метапредметный компонент стандартов. <...> 8 1 Программа развития общих учебных умений и навыков школьников// Народное образование. <...> 2 Экспериментальная программа развития умений и навыков учебного труда школьников (I–X классы): Проект. <...> — М., 1980. современных федеральных госу дарственных образовательных стандартах общего образования умение учиться выделено как само стоятельный и важный компонент со держания образования. <...> К сожалению, разработчики этой части стандарта проигнорировали почти полувековую историю отечественной педагогики по системному осмыслению общеучеб ных умений. <...> Эти исследования пред ставлены, прежде всего, в работах Ю.К. Бабанского, Н.П. Гузика, В.М. Коротова, Н.А. Лошкарёвой, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой и других учёных. <...> По заказу Минис терства просвещения СССР, ещё в 1980 году Н.А. Лошкарёва разрабо тала «Программу развития общих учебных умений и навыков школьни ков», ставшую на протяжении четвер ти века наиболее полным и подроб ным системным представлением со става и структуры этих умений12. <...> Отечественные дидакты предприни мали попытки определить понятия «общеучебные умения и навыки»; ис кали общее основание для классифи кации умений и проводили их различ ную группировку; устанавливали спе цифические особенности содержания и динамики развития отдельных групп <...>