ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ Гуманитарный путь инноваций в образовании Елена ВРУБЛЕВСКАЯ, профессор кафедры профессионального развития педагогических работников Института дополнительного образования МГПУ, доктор педагогических наук Р оссийское общество проживает удивительный исторический пери од — сложный и длительный этап, обусловленный возрастающим понима нием того, что подлинные источники со циокультурных преобразований нужно искать в самом человеке, в его способно сти к саморазвитию, самоорганизации и творческому преобразованию действи тельности. <...> Становится всё более ясно, что интенсивность и успешность эконо мических, культурных реформ, эффек тивность реализации национальных проектов находятся в прямой зависимо сти от степени социальной активности или социальной апатичности субъектов реформирования, от их личностной и жизненной устойчивости, от готовнос ти к саморазвитию, самореализации. <...> Поэтому не случайно, что решение проблем социокультурной динамики России передовые умы связывают, прежде всего, с продуктивностью мо дернизации образования — социаль ного института, призванного обеспе чить опыт подрастающего поколения в деятельности познания, самотворче ства, самосовершенствования, преодо ления трудностей, исследования и ис правления своих ошибок в контексте высокой культуры, в её усвоении, тво рении, самосоотнесении с идеалами. <...> Именно образование способно обеспе чить становление образованного чело века — субъекта культурного творчест ва, свободной личности, стремящейся к созидательному труду и делающей самосовершенствование главным спо собом построения отношений с миром. <...> Однако в современном образовании фиксируются общие признаки кризи са, выражающиеся в утрате ценностно го отношения к образованию со сторо ны учащихся и проявляющиеся в: 3 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ 2’2015 Теория и методология — неудовлетворённости его <...>