Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки.  / №4 2013

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ К. С. АКСАКОВА (60,00 руб.)

0   0
Первый авторМырикова
АвторыШиринянц А.А.
Страниц16
ID463733
АннотацияВ статье представлена творческая биография и социально-политические взгляды выдающегося мыслителя и историка, поэта и публициста К. С. Аксакова.
УДК32.001(470+571)
Мырикова, А.В. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ К. С. АКСАКОВА / А.В. Мырикова, А.А. Ширинянц // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. .— 2013 .— №4 .— С. 107-122 .— URL: https://rucont.ru/efd/463733 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Статья вторая1 В статье представлена творческая биография К.С. Аксакова, показан процесс духовного становления мыслителя, для которого были характерны критика западной цивилизации и защита России, апология православия, неприятие преобразований Петра. <...> Многое из того, что написал К.С. Аксаков, благодаря неустанному «попечительству» цензуры так и осталось в рукописях. <...> «У меня много лежит в портфеле, — писал Аксаков в 1848 г. Н.В. Гоголю, — но цензура ужасно строга»2. <...> Одной из таких работ стала его статья «О современном литературном споре», которая проходила через московскую цензуру в декабре 1847 г. и была запрещена в январе 1848 г. В ней Аксаков развил мысли, высказанные раннее в магистерской диссертации и в статьях «Московского литературного и ученого сборника». <...> Поводом для статьи стала заметка Н.А. Мельгунова о явлениях московской жизни, вышедшая в № 4 журнала «Современник» за 1847 г., в которой автор, заняв примирительную позицию и признав заслуги московских славянофилов, в частности сравнил их с алхимиками, в процессе поиска невозможного случайно открывших много полезного3. <...> Аксаков, как и славянофилы в целом, твердо выступает против западнического европоцентризма, отождествления европейского с общечеловеческим и следующего за этим «обезьянства» — безоглядного заимствования всего европейского. <...> Предвосхищая эскапады Н.Я. Данилевского против «европейничания», Аксаков указывает на то, что «Все общечеловеческое, всякое полезное открытие, все это следует принимать, но не жизнь; жизни заимствовать нельзя; заимствование же жизни переходит в обезьянство, болезнь, которою полтораста лет уже страдает Россия». <...> Следующий пункт спора касался возвращения к прошлому, за которое якобы ратуют славянофилы. <...> «Присутствие простого народа в современности нашей показывает (главное), что (т.н.) прошедшее наше не прошло и что возвращение к нему возможно» (выделено Аксаковым — ред.) <...> Необходимо возвращение не к букве <...>