56 КНИГИ Алексей Хазбиев Как не превратить свой проект в зомби Инвестируя в инфраструктуру, нужно четко оценивать возможности государства и отчетливо видеть все ловушки, расставленные другими участниками проекта Эта книга задумывалась еще два-три года назад, когда едва ли не все участники инфраструктурного рынка верили в его взрывной рост, а инициированные властями разного рода масштабные проекты чуть ли не ежемесячно множились в арифметической прогрессии. <...> Чего стоил только проект прокладки ВСМ из Сочи в Москву и из Москвы до Екатеринбурга. <...> Сначала один триллион рублей, потом уже два триллиона, а в конце концов и все три. <...> Был и проект похожей трассы Белое море—Коми—Урал, а также проект прокладки железнодорожных магистралей вдоль обеих сторон Уральского хребта. <...> И это уже не говоря о модернизации Транссиба, расширении БАМа и тотальной реконструкции московского авиаузла. <...> Казалось, еще немного, и страну вновь накроет гигантская волна великих строек. <...> На фоне этого эмоционального подъема наши чиновники взахлеб зачитывались популярной в то время книгой трех скандинавских авторов про мегапроекты. <...> Так, сухая статистика показывает, что, например, при строительстве тоннеля под Ла-Маншем перерасход средств составил почти 80% от сметы, а, скажем, Вашингтонского метрополитена — 85%. <...> Вот, например, проекты японской ВСМ Joetsu и автострады Chapelen-le-Frith в Великобритании выросли в цене ровно вдвое. <...> Мост Хамбер в той же Великобритании обошелся на 175% дороже, чем по изначальному плану, а Большой Бостонский тоннель — на 196%! <...> Точно так же на Западе ошибались и в прогнозных расчетах использования созданной инфраструктуры. <...> Например, фактический пассажиропоток метро в Мехико и аэропорта в Денвере составил всего 50–55% от прогнозного. <...> Но больше всего не повезло метрополитену в Калькутте, где трафик составил только 5% от плана. <...> На эти вопросы в книге об инвестициях в инфраструктуру даются, пожалуй, самые профессиональные <...>