46 ОБЩЕСТВО МОНУМЕНТАЛИЗМ Екатерина Болтунова* Николай II против Петра I Тенденция монументализма как надежда на спокойное развитие страны. <...> Почему русское общественное сознание все меньше ценит Петра I и возносит Николая II Д ва месяца назад в Евпатории был открыт памятник Николаю II. <...> Этот монумент последнему российскому императору в Крыму уже третий по счету. <...> При этом два крымских памятника, в Ливадии и Евпатории, появились в течение одного года. <...> Чем, казалось бы, отличается памятник в Евпатории от последнего монумента в честь основателя империи Петра I, открытого год назад в Дербенте? <...> Монумент Николаю стоит на набережной Валентины Терешковой, монумент Петру — на улице Зои Космодемьянской. <...> Петра манили персидские земли — он ехал воевать. <...> Никакого отношения к советскому прошлому этих городов, отраженному в названиях улиц, монументы, конечно, не имеют. <...> С виду — типичная постсоветская ситуация: смешение всего и вся, что Петр, что Николай — все едино. <...> Однако внешнее сходство обманчиво: в современной России Николай и Петр — два полюса общественного сознания, напряжение между которыми определяет взгляд на историю и на себя самих. тический аппарат и промышленность, импортировал европейскую литературу и музыку, архитектуру и живопись, ввел календарь и мундир и прочая и прочая и прочая. <...> Монументальные памятники Петру I пострадали после революции 1917 года меньше других. <...> Памятники «работнику на троне» установили в это время в Приозерске, Калининграде, Павловске и Ленинграде. <...> Но ведь это была лишь часть культа, в котором нашлось место не только петровскому пространству, но и вообще всему петровскому: от Ботика до токарных инструментов, от геологической коллекции до уродцев в Кунсткамере. <...> ЧеКлассический памятник Петру I работы скульптора Марка Антокольского (1872). <...> Это символизировало могущество России на северных и южных морях Провинциальный Петр Казалось, в русском историческом пантеоне первенство навсегда <...>