16 ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Анализ рисков транспортных систем В Ю.А. Барышев заведующий кафедрой «Электрические измерения» ФГАОУ ДПО АСМС, Москва, Россия, baryshev@asms.ru, канд. техн. наук, доцент ключевые слова безопасность, транспорт, оценка рисков, идентификация риска, объективная база опасных событий, информированность По статистике, самый безопасный транспорт — самолет, самый опасный — автомобиль. <...> Только комплексная работа по управлению рисками может привести к принятию реальных рисков и их снижению, утверждает автор статьи настоящее время безопасности транспортных перевозок уделяется много внимания. <...> Но, несмотря на это, каждый день приносит новые вести о трагедиях при перевозке людей: на воде, в воздухе, на железной дороге. <...> Сухие цифры статистики говорят, что самый безопасный транспорт — это самолет, а самый опасный — автомобиль. <...> Что лежит в основе оценки рисков, и как каждый человек этот риск воспринимает? <...> В автомобили люди садятся ежедневно, привыкли к ним и не ощущают опасности, но слишком редко летают и потому боятся? <...> Оценка риска — это общий процесс анализа и оценивания риска [1]. <...> Согласно данному документу анализ риска — это «систематическое использование информации для определения источников и количественной оценки риска. <...> Анализ риска должен обеспечивать статистическую базу для оценивания риска, мероприятий для снижения риска и принятия риска». <...> Однако на железной дороге после подрыва невского экспресса массовых отказов от поездок не наблюдалась, хотя без жертв и там не обошлось. <...> Для оценки рисков нужна достоверная статистика событий. <...> Так, на каждые 1,3 млн полетов приходится одна катастрофа. <...> На первый взгляд, статистика авиакатастроф сопоставима со статистикой трагедий, происходящих в быту. <...> Но для принятия риска этой информации недостаточно. <...> Считается, что половина всех авиакатастроф происходит из-за ошибок пилотирования — это человеческий фактор, и это очень высокий процент <...>