отКРЫтЫе РаБотЫ УДК 621.879.48:622.271@ В. Ю. Чудновский, 2009 Основы конструирования ковшей нового научно-технического уровня для карьерных роторных экскаваторов Первый карьерный роторный экскаватор с рабочим органом в виде колеса с ковшами, установленными по его периметру, был построен в Германии фирмой «Gumbolt» в 1916 г., когда цепные многоковшовые экскаваторы уже широко применялись на открытых горных работах в буроугольной промышленности. <...> Эксплуатационные преимущества новой машины и резкое уменьшение потребности в качественных конструкционных сталях в сравнении с цепными многоковшовыми экскаваторами сразу же привлекли внимание конструкторов и специалистов. <...> К 1936 г. в Германии уже было построено 22 крупных роторных экскаватора и они окончательно утвердились на открытых горных работах. <...> В условиях Германии роторные экскаваторы разрабатывали сравнительно слабые покрывающие породы и бурые угли невысокой крепости, поэтому вопросы теории экскавационного процесса глубоко не разрабатывались и при конструировании ковшей вполне удовлетворялись упрощенными решениями, основанными главным образом на инженерной интуиции. <...> 1 представлены различные схемы ковшей роторных экскаваторов, применяемых на практике. <...> Ковши (черпаки) выполнялись с режущим козырьком полукруглой (см. рис. <...> Позже опыт работы привел к выводу о целесообразности установки на ковшах режущих зубьев (ножей). <...> Их режущие кромки прерывистой линией повторяют очертание козырька, и при этом основную работу резания выполняют зубья, режущие кромки которых составляют с направлением боковой подачи ротора vп угол ψ≥300. <...> В СССР первый опыт применения роторных экскаваторов, полученных после войны от Германии, для разработки более крепких вскрышных пород выявил несовершенство их режущего оборудования, которое проявлялось в высокой удельной энергоемкости и динамичности экскавационного процесса, отрицательно влияющих на производительность, эффективность <...>