PRYAMITSIN «ПО ЭТОЙ ТРАССЕ МОГУТ ЛЕТАТЬ ЛИБО СУМАСШЕДШИЕ, ЛИБО САМОУБИЙЦЫ, ЛИБО РУССКИЕ» Метеорологическое обеспечение Красноярской воздушной трассы в годы Великой Отечественной войны ON THIS ROUTE EITHER CRAZY OR SUICIDES, OR RUSSIANS CAN FLY Meteorological support of Krasnoyarsk airway during the Great Patriotic War Сведения об авторе. <...> Прямицын Владимир Николаевич — заместитель начальника отдела Научноисследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, майор, кандидат военных наук (119330, Москва, Университетский пр-т, д. <...> В статье представлены результаты проведённого на основе архивных источников анализа метеорологического обеспечения Красноярской воздушной трассы в годы Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. <...> В октябре 1941 года союзники по Антигитлеровской коалиции договорились о поставках из США в СССР значительного количества боевых самолётов и приняли решение об организации воздушной трассы через Аляску и Сибирь. <...> В годы Великой Отечественной войны работа Красноярской воздушной трассы (КВТ), которую неофициально называли АЛСИБом, была засекречена, в послевоенный период из-за непопулярности темы союзнической помощи предана забвению. <...> Но метеорологическое обеспечение уникальной трассы не раскрыто. <...> Н А первых совещаниях, посвящённых соединению Аляски и Сибири воздушным мостом, обсуждались трудности, обусловленные суровым климатом региона. <...> Начальник управления полярной авиации Главного управления Северного морского пути (ГУСМП) опытный полярный лётчик, удостоенный за мужество и самоотверженность, проявленные при высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1» в 1937 году, звания Героя Советского Союза2 , полковник И.П. Мазурук доложил членам Государственного комитета обороны (ГКО) о сложностях перелётов над центром и севером Сибири. <...> Прежде там лишь ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 5 - 2016 эпизодически летали наиболее подготовленные пилоты полярной авиации на гидросамолётах <...>