Оригинал здесь - http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/113116
Фруг, Семён Григорьевич ("Шимон Шмуэль"; 1860, колония Бобровый Кут, Херсонская губерния
- 1916, Одесса) - российский еврейский поэт и публицист, писал на русском, идиш и иврите.
Русская часть его творчества была достаточно популярна в 1880-е-1890-е годы: сочетая
романтические мотивы с гражданскими, Фруг выступал продолжателем А. Н. Апухтина и С. Я. Надсона.
Оригинал здесь - http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=130717
Фруг, Семен Григорьевич - поэт; род. в 1860 г. в еврейской земледельческой колонии Бобровый
Кут (Херсонской губении), где и получил образование в начальной школе колонии. Ф. таким образом
вырос среди вольной южно-русской природы, с которой он сроднился с раннего детства, что,
несомненно, имело огромное влияние на зарождение и развитие его поэтического таланта. В 1879 г. он
напечатал свое первое стихотворение (в "Рассвете".).Живая, легкая речь, музыкальный стих и
подкупающая искренность создали ему значительный круг читателей. Воспитанник лучших традиций
еврейского максимализма, под ужасом погромов 1881 года, Ф. стал "певцом гонимого народа" и
наиболее вдохновенным выразителем чувства горечи и отчаяния, охватившего еврейскую
интеллигенцию после крушения ее идеалов. Ф. настолько проникся народным горем и его надеждами,
что у него, лирика по преимуществу, не осталось места для личных переживаний, движений сердца,
свойственных отдельной личности. В тех сравнительно немногих стихотворениях, где прорываются эти
подавленные эмоции, Ф. кажется холодным, многоречивым и лишенным своеобразия. Тем ярче
проявляется мощь его стиха, когда его рифмы - бесконечные слезы гонимого народа, - тогда в его речи
нет лишнего слова, старая иеремиада "кажется новой": "Каждое слово в той песне - стон от родных мне
могил, сотен замученных жизней, сотен загубленных сил". Несмотря на наступившие тяжелые годы, Ф.
не потерял веры в лучшее будущее, как не теряет ее и народ; он верит в человечество и в еврейство и не
отказывается от заветов предыдущего поколения. Ф. открывает целый мир идеалов в речах пророков и в
сентенциях законоучителей седой старины. В лирике пророческого жанра Ф. достиг наиболее полного
проявления своего таланта. Свойственный ему пафос получил здесь лучшее применение. Ф., проникшись
духом пророков, сумел овладеть и духом их речи и дал прекрасные образцы подражания этим трибунам
народного горя. Огненная речь Востока, сдерживаемый, но часто прорывающийся пафос, в соединении с
простотою слова и выдержанным ритмом, служат прекрасной оболочкой для импровизаций, которые до
Ф. передавались слащаво, елейно. Гордый предками, носителями идеалов всего человечества, в
сознании, что могли бы дать эти бесконечные ряды "погибших цветов", Ф. страдает от бессмысленных,
незаслуженных обид и безвыходности положения народа. Через все его творчество проносится возглас:
"Два достоянья мне дала судьба: жажду свободы и долю раба". - Под ударами судьбы муза Ф. склонялась
то в одну, то в другую сторону, слабела в борьбе; но в общении с народной судьбой она всегда черпала
новые силы. После многих лет творческой работы Ф. дал свои "Сиониды", полные свежей юности:
"Будем жить и страстной жаждой счастья, радости растить нивы нашей колос каждый, - будем жить!.."
Это лучшее будущее еврейского народа Ф. видит возможным лишь "на собственной ниве, в свободной
стране" и в общении с природой. Он любит природу и проникнут сознанием, "как благостна та сила,
какою власть Господня одарила живую красоту долин, лесов, полей". Вместе с тем он не допускает
возможности возрождения народа без возрождения языка его предков. Любовь к древнееврейскому
языку Ф. впитал еще в детстве и страдал, боясь, что "не долго ждать нам тех дней, когда и надписи
унылой мы не сумеем прочитать на ветхом камне той могилы, где опочила наша мать". Вот почему он
восторженно приветствует проблески живой разговорной еврейской речи в Палестине: "Будьте же вы во
век благословенны, кем в годину рабства и скорбей возрожден язык священный в красоте чарующей
своей". Ф. написал ряд эпических произведений в форме баллад, идиллий, лирических поэм. Критика
считает их более слабыми, чем его лирические творения; в первых чувствуется некоторое однообразие
архитектоники, порою нагромождение картин и нет оригинальности замысла, свойственной песням Ф.:
даже красочный язык как бы бледнеет. Однако и в эпической области следует признать заслуги Ф. Кроме
своей художественной ценности, мотивы его эпических произведений, взятые из Библии, Талмуда,
Мидрашим, Зогара, евр. истории и народного творчества, имеют еще воспитательное значение. Его
аудитория знакомилась с народным творчеством в талантливой передаче поэта. Вообще Ф. указал
еврейской литературе на богатый источник вдохновения, и в особенности на сюжеты из жизни
еврейского средневековья, остававшиеся почти не использованными. Отдельные моменты из его
"Дочери Шамэса", "Рабби Амнона", "Последнего свидания" поражают своей жизненностью, яркостью
изображения. - Последнее время Ф. отдался литературе более легкого жанра: стал писать стихотворения
и фельетоны на злобу дня. В первых его произведениях этого рода сказалось влияние Гейне. Позже Ф.
отказался от этого влияния и даже выработал своеобразный "жаргон". С удивительной легкостью льется
Стр.1