Post Scriptum Pas de deux, дуэты и концерты Как традиционно выстраиваются концертные программы под названием «Вечер балета»? <...> Чаще всего так: приглашаются артисты разных театров и исполняются pas de deux из балетов классического наследия и дуэты, поставленные современными хореографами. <...> Второе – это дуэты из спектаклей или специальные концертные номера. <...> На сцене двое, двое и двое, что само по себе создает атмосферу «стоячего» ритма, не дающего концертной программе возможность иметь стройную драматургию. <...> Но наша забота не об ограниченных возможностях режиссуры концерта. <...> Нас волнует само восприятие этих составляющих концерта. <...> Вопрос первый: рas de deux из балетов классического наследия. <...> Как правило, pas de deux само по себе имеет законченную форму: выход (entrйe), собственно дуэт (adagio), поочередные вариации героев (мужская и женская) и кода (coda): два коротких соло и общий финал. <...> В спектакле pas de deux несет на себе задачу кульминационных моментов в общении героев – главные узловые моменты их развивающихся взаимоотношений. <...> Это очень важная составляющая всей драматургии спектакля. <...> Таким образом, с одной стороны, собственная структура pas de deux позволяет быть вынутой из спектакля и быть понятой в концертном исполнении, с другой – многолетняя эксплуатация этих фрагментов вне контекста спектакля постепенно выхолостила их ролевую значимость в самих балетах. <...> Особенно «постарались» в этом процессе конкурсные показы, где задача соревнования, включения сложных элементов – трюков – лишает часто атмосферу общения двух героев, заменяя собой глубокую эмоционально-содержательную значимость хореографического текста. <...> Затем, возвращаясь в спектакль, в его драматургическую канву, pas de deux перестали выполнять свою функцию, внося дивертисментный дух в целостную композицию авторов балета – хореографа и композитора. <...> Этот «грех» сегодня значительно обеднил балеты классического наследия, их природу и духовную силу. <...> Но в концертных программах <...>