На парижской премьере балета в Театре Елисейских полей зрители схлестнулись в битве «за» и «против». <...> Роберт Крафт, композитор, писатель, многолетний друг и соратник Стравинского, который особенно поддерживал его в последние годы – не будь Крафта, мы никогда бы не услышали такие произведения, как «Агон», «Авраам и Исаак» и Requiem Canticles или другие поздние шедевры – опубликовал книгу «Стравинский: открытия и воспоминания» (издательство Naxos). <...> А вслед за ней – эссе «100 лет: Игорь Стравинский и “Весна священная”» в Литературном приложении The Times, где изложил основные идеи, высказанные им в книге. <...> Многие исследователи, специалисты по Стравинскому и истории «Русского балета», стали опровергать «крамольные» утверждения Крафта. <...> Сочиненный за семь месяцев «Петрушка» (1911) возник неожиданно, вклинившись между замыслом «Весны» и его воплощением – «Весну» Игорь Стравинский рисовал в своем воображении еще в 1910 году, когда писал «Жарптицу». <...> По всей вероятности, эта идея у него возникла в декабре 1909: Александр Бенуа и Николай Рерих тогда убеждали композитора в достоинствах картин Микалоюса Чюрлениса. <...> Они настояли, чтобы в Санкт-Петербурге он посетил выставку темперной живописи литовского художника. <...> Рерих, будучи сам художником, этнографом и крупным специалистом по дохристианским ритуалам славянских русских племен, только что закончил книгу о Чюрленисе. <...> 1 Крафт неожиданно проводит параллели между искусством Стравинского и Чюрлениса, литовского художника и композитора, родоначальника литовской профессиональной музыки, «абстракциониста», чье творчество сумело раздвинуть границы национальной и мировой культуры. <...> Чюрленис, по определению Бернарда Беренсона – абстракционист, что совершенно не помогает нам понять, как в своих работах художник использует эти странные формы, геометрические конгломерации, квазиреалистические деревья но, главным образом, что в его картинах создает ощущение движения ввысь <...>