№ 3 А.Г. Задохин ЦЕННОСТИ И ИНТЕРЕСЫ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ НА БАЛКАНАХ Для рассмотрения поставленной проблемы взята внешняя политика России на Балканах. <...> Возникновение новых образований государственного типа будет иметь место также и в будущем, как и в недалеком или далеком прошлом. <...> Критерием выбора между «самоопределением» и отстаиванием «целостности» должны быть человеческие жизни и судьбы населения Ключевые слова: ценности, интересы, внешняя политика, славянское братство. <...> Балканы — это единственный регион, где внешняя политика России в прошлом и настоящем не только учитывала этнорелигиозный фактор, но и делала и делает на него ставку. <...> В данном случае речь идет о национальном мифе. <...> Согласно российской славянофильской мифологеме, в центре славянского православного мира находится Россия, которой предназначено свыше покровительствовать и защищать славян и православных от враждебных им исламских и западных миров. <...> Таким образом, политика Запада или исламских стран на Балканах неизбежно на подсознательном уровне воспринимается как покушение на пространство национального мифа России, а значит, возбуждает национальное подсознание и создает ощущение опасности. <...> Но несмотря на доминирующую в сознании россиян идею «братства православных и славянских народов» и значимости роли России в освобождении Балкан от «турецкого владычества» и фашистской оккупации, балканские народы не бросились в объятия освободителей. <...> Официальный Петербург был крайне консервативен в своих воззрениях и очень осторожно относился к любому веянию свободы на Балканах. <...> В то же время, как свидетельствует история, верность «славянскому братству» нередко становилась для России тяжелым бременем. <...> Дело в том, что все победы российской армии не приводили к ее экономическому присутствию на Балканах. <...> После окончания холодной войны волна этнических конфликтов захватила пространства бывших СССР и Югославии, возбуждая <...>