РОЗАНОВ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ: ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ЭПОХИ В статье анализируется теоретическое наследие отечественного философа и публициста В.В. Розанова. <...> Автор уделяет особое внимание социально-политическим взглядам мыслителя и приходит к выводу, что при всей парадоксальности и необычности стиля и идей В.В. Розанова они органично связаны с эпохой и во многом обусловлены культурно-историческим контекстом развития страны в конце XIX — начале XX в. <...> По справедливому замечанию знаменитого культуролога Ю.М. Лотмана, «далеко не каждый реально живущий в данном обществе человек имеет право на биографию. <...> Каждый тип культуры вырабатывает свои модели “людей без биографии” и “людей с биографией”»1 . <...> Отечественный мыслитель, философ, публицист Василий Васильевич Розанов (1856–1919), безусловно, человек с биографией. <...> Один из самых противоречивых и неоднозначных персонажей в истории отечественной мысли конца XIX – начала XX в., вызывавший и вызывающий много споров, Розанов тем не менее является органичным «продуктом» своей эпохи. <...> Розанова знают в основном как неортодоксального религиозного философа, теоретика человеческого естества, однако многие его произведения, письма и публицистика содержат глубокие и нетривиальные размышления социально-политического характера, в которых не только отразилось мировоззрение отдельного человека, но и своеобразно «прочувствована» сама эпоха. <...> Очевидно, что человек никогда не существует вне общества, времени, культуры и истории. <...> Неизбежно погруженные в идейную среду, они всегда являются барометрами состояния общества. <...> Литературная биография в историко-культурном контексте (к типологическому соотношению текста и личности автора) // Лотман Ю.М. <...> 104 евского, В.В. Розанова — не просто отличная литература, это еще и красноречивый срез нашей ментальности со всеми ее достоинствами и недостатками2 . <...> Он родился в 1856 г. в уездном городке Ветлуге Костромской губернии в семье <...>