Предложен адаптивный алгоритм управления быстродействующим электромагнитом привода воздушно-тактового клапана (ВТК) двигателя внутреннего сгорания (ДВС) без использования специализированных датчиков положения и скорости. <...> Применение ВТК обеспечивает создание волновых явлений в системе впуска путем быстрого открытия и закрытия впускного канала клапаном ВТК, обеспечивая при этом резонанс в системе цилиндр—впускной коллектор во всем диапазоне частот вращения ДВС. <...> Клапан с электромагнитным приводом устанавливается непосредственно перед впускным клапаном ДВС и управляется системой управления, обеспечивающей требуемые динамические характеристики привода в условиях внешних воздействующих факторов. <...> Существующие системы и методы управления для обеспечения требуемых динамических характеристик в условиях внешних воздействующих факторов предполагают использование специализированных датчиков положения или скорости, что приводит к усложнению системы, росту массо-габаритных и стоимостных показателей, снижает надежность системы в целом. <...> Для анализа динамики работы электромагнитного привода и методов управления разработана комплексная математическая модель мехатронного привода ВТК. <...> Предложен способ управления, позволяющий косвенно определять пространственное положение и скорость якоря в момент подхода к полюсу в режиме реального времени по характеру изменения тока в обмотках и напряжения на них, с учетом всех дестабилизирующих факторов. <...> Приведены результаты исследования влияния скорости якоря электромагнита на уровень «токового провала», а также влияние тока подхвата на скорость посадки якоря. <...> Описан способ определения времени тро-гания якоря по изменению напряжения на управляющей обмотке электромагнита. <...> Эксперименты показали, что применение предложенного алгоритма управления позволяет обеспечить конечную скорость посадки клапана менее 0,4 м/с при времени переключения <...>