Рассмотрены способы снижения радиальных нагрузок на подшипники электрических машин тягового электропривода. <...> Предложена идея компенсации радиальных нагрузок, разработана математическая модель электропривода с управляемыми радиальными усилиями в вертикальном направлении на базе синхронной реактивной машины независимого возбуждения. <...> Модель учитывает влияние вертикальных усилий, создаваемых различными обмотками машины, на износ механической части электродвигателя. <...> Для адекватной оценки воздействия радиального усилия применялась дополнительная обмотка. <...> Методами математического моделирования построена зависимость вертикального усилия от токов, протекающих в обмотках электрической машины. <...> При изменении тока в обмотке возбуждения это усилие наименьшее, а при изменении тока в якорной цепи — наибольшее, поэтому для компенсации радиальных усилий необходимо формировать управляющие воздействия на якорную обмотку! <...>