РАЗНОЕ О делах в образовании Александр Привалов М инистр образования и науки Ливанов снят с поста. <...> Но вспоминать о его винах (или заслугах) очень быстро стало неинтересно, поскольку случилась и куда большая неожиданность: новый министр назначен не из той когорты, что десятилетиями монопольно правит отечественным образованием, — не из реформаторов. <...> Двадцать лет подряд реформировать образование, то есть систему по сути своей консервативную, — дело, вообще говоря, немыслимое: гуманнее уж было сразу его прикончить. <...> Поэтому образование пребывает в многослойном кризисе — и поэтому же абсолютно понятна первоочередная цель нового министра. <...> Ольга Васильева сказала журналистам в первый же день: «Прежде всего мы должны проанализировать сделанное: у нас есть очень большой опыт. <...> Вот только сделать это — разобраться с итогами нескончаемой свирепой реформы, да ещё на фоне давних отечественных традиций — будет очень непросто. <...> Есть два достижения реформаторов образования, которые и анализировать не надо — оба на виду. <...> Во-первых, они сумели добиться безукоризненной келейности принятия любых решений в контролируемой ими сфере. <...> Решения готовятся в узком кругу, имена разработчиков никогда не указываются. <...> Суждения, отличные от реформаторских, почти не имеют шанса прозвучать публично и совсем не имеют шанса повлиять на ход вещей. <...> Один или два раза Минобру пришлось-таки соглашаться на «независимые» комиссии или советы. <...> В знак независимости туда торжественно вводили одного-двух критиканов; те заявляли свои особые мнения, особые мнения игнорировались — и точка. <...> Важнейшая же скрепа келейности состоит в том, что деньги на исследовательские и проектные работы делятся почти исключительно между своими. <...> То есть чужие там, в образовательной проблематике, может, кое-где ещё и ходят, но точно не финансируются — вот независимые от реформаторов точки зрения мало-помалу и переводятся. <...> Кому новый министр сможет поручить <...>