2 УРОК: ОПЫТ, МЕТОДИКА Роль метатекста в учебном дискурсе П ОНИМАНИЕ сущности рассматриваемого языкового явления в условиях учебно-речевой ситуации обеспечивает не только композиционно-смысловая сторона объяснения, но и в равной степени метатекстовая, где различные средства образности, способствуя индивидуализации стиля автора речи, играют немаловажную роль. <...> Выполняя функцию разъяснения, они создают у адресата образное представление, ассоциацию при изучении языкового явления, а это, в свою очередь, является необходимым условием усвоения учащимися учебной информации. <...> В целом оказывается, что образ, метафора, обладая удивительной семантической емкостью, помогают передать весьма сложное содержание предмета изучения. <...> Все это способствует интересу и вниманию к образной речи. <...> Поэтому важным становится важным вопрос о рассмотрении общериторических законов, являющихся метатекстовыми категориями, в частности, закона эмоциональности и удовольствия речи. <...> Итак, закон эмоциональности речи вытекает из действия чувства говорящего, субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи, сделать ее выразительной – экспрессивной. <...> При этом риторика как искусство требует соблюдения гармонии: «степень, сила выражаемых говорящим эмоций должны быть подчинены чувству меры, а характер этих эмоций должен соответствовать характеру адресата и особенностям речевой ситуации» [2, 90]. <...> Применяя все вышесказанное к объяснительной речи, повторим, что речевое взаимодействие учеников и учителя формирует личность школьника, обеспечивает взаимодействие их эмоциональных сфер, достижение взаимопонимания при передаче тех или иных знаний. <...> Эмоциональность называется в перечне требований, предъявляемых к культуре речи учителя. <...> И, следовательно, от того, насколько речь педагога убедительна и эмоциональна, зависит ее успешное восприятие и усвоение адресатом. <...> Доступное и ясное слово <...>