ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Теоретические основы индивидуализации Л.В. Байбородова, доктор педагогичес ких наук, профессор, заведующий кафед рой педагогических технологий ЯГПУ, научный руководи тель научнопедаго гической лаборато рии сельской школы ГАУ ДПО ЯО ИРО Т.В. <...> Бурлакова, доктор педагогичес ких наук, доцент, профессор кафедры математики, физи ки и методики обу чения Шуйского фи лиала Ивановского государственного университета О стоятельности и самодеятельности. <...> Переход от парадигмы образования к па радигме самообразования, самовоспитания предусматривает изменение харак тера деятельности обучающегося, когда он становится активным открывате лем знания, создателем собственного опыта, ответственным за свою деятель ность и её результаты. <...> Успешность решения обозначенной проблемы связана с индивидуализацией образовательного процесса. никах по педагогике второй половины прошлого века чаще всего индивидуализа цию рассматривали как принцип обучения и воспитания. <...> С развитием идей педа гогики индивидуальности (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк) индивидуализацию «Сельская школа» 3/2016 дной из основных задач образования сегодня становится развитие лич ности и индивидуальности самого учащегося, его способностей, само Существуют самые разные определения понятия «индивидуализация». <...> В учеб 13 ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Исследование, проведённое Т.В. Бур лаковой, позволило установить ряд положений, отражающих особенно сти индивидуализации [4]: • осознание обучающимся себя проис ходит через глубокое освоение образо вательных ценностей и опыта, следова тельно, на начальной стадии индиви дуализацию следует рассматривать как накопление энергии, действия, происходящее в процессе включения обучающегося в систему разнообраз ных связей и отношений со всеми уча стниками педагогического процесса; • внутренняя основа <...>