Естественные и технические науки, № 7, 2016 Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ Зеленина Л.И., кандидат технических наук, зав. кафедрой Северного (Арктического) федерального университета им. <...> М.А. БончБруевича) МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ РАВНОВЕСИЯ В исследовании проведен анализ пассажирских перевозок на маршрутном межмуниципальном автомобильном транспорте Архангельской области, выявлены особенности их осуществления и изучены методы контроля над исполнением маршрута. <...> Информационной базой исследования послужили данные органов государственной статистики и сведения государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Архангельский телекомунникационный центр» о работе маршрутного пассажирского автотранспорта Архангельской области. <...> При этом преобладающим подходом с точки зрения теории равновесия для описания функционирования маршрута был определен второй принцип Вардропа («системный оптимум»). <...> Первый принципа Вардропа («совершенный эгоизм» водителей) также учтен в модели, а соответствующие ему характеристики получены имитационным путем. <...> Для построения модели управления пассажирскими перевозками на межмуниципальном автобусном маршруте на основе теории равновесия определено время следования рейса, прозведен расчёт скоростей, изучены пассажиропотоки и их обеспеченность транспортными средствами, проанализированы организация движения на основе расписания и диспетчеризации, а также изучена система оплаты на маршрутном автомобильном пассажирском транспорте. <...> На основе полученных данных предложен инструментарий для оперативного управления при подготовке автобусов для выполнения перевозок и контроля над работой транспортных средств во время выполнения рейса. <...> Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования разработанной модели организациями, осуществляющими <...>