РЕСУРСЫ УДК 622.648.24.002:622.7 © Г. С. Ходаков, Е. Г. Горлов, Г. С. Головин, 2007 Водо-угольное топливо: перспективы трубопроводного транспортирования ХОДАКОВ Генрих Соломонович Доктор физ. -мат. наук, проф. <...> ФГУП ИГИ — НТЦ по комплексной переработке твердых горючих ископаемых В нашей статье по водо-угольному топливу (ВУТ) («Уголь» № 10-2006, с. <...> 46-48) были выделены наиболее эффективные способы его производства, определены перспективные в настоящее время области его применения. <...> ВУТ используют вместо мазута в котлоагрегатах, но в сравнительно незначительных объемах, в США, Европе, Японии, где соотношение цен уголь—мазут в пользу угля. <...> Напротив, во многих областях России цена мазута примерно в два раза превосходит цену угля. <...> С учетом удельной теплоты сгорания мазута (40—42 МДж/кг) и угля (17—20 МДж/кг) и большей технологичности его замена на угольное топливо при таком соотношении цен экономически нецелесообразна. <...> Рентабельно применение ВУТ в установках парогазового цикла, как, например, на двух ТЭС в США. <...> Однако энергетическое использование ВУТ ГОРЛОВ Евгений Григорьевич Доктор техн. наук, проф. <...> Основную экономическую перспективу ВУТ усматривали в его трубопроводном транспортировании на большие расстояния взамен железнодорожной доставки угля. <...> Для его реализации были созданы научные и проектные организации, был построен уникальный для нашего времени Опытно-промышленный комплекс «Белово — Новосибирск» с трубопроводом длиной 262 км и несколькими подсобными экспериментальными сооружениями и научными лабораториями. <...> Однако за время интенсивной в те годы работы были выполнены научные исследования, технические и проектные решения, экономически перспективные для развития этой области топливной энергетики. <...> Относительно высокая цена угля в Европейской части России обусловлена большими затратами на его железнодорожную доставку из угледобывающих районов, в основном из Кузбасса. <...> Поэтому для России, как и для ряда <...>