// чашка кофе // Встань, приготовь чашечку [кофе], как мне нравится, о, Ид! <...> Жарь и украшай [зёрна], как мне хочется, И пусть ступка позовёт, чтобы очнулись сонные люди. <...> Голос ступки тим стихам столько же веков, сколько пьют кофе бедуины. <...> Устная (первые записи сдела ны лишь в VIII веке) бедуинская поэзия доис ламского периода, насыщенная богатыми сведени ями обо всём, что происходило в жизни людей пус тыни, — настоящий кладезь традиций и обычаев, тысячелетиями сохраняющихся в сообществах ко чевников практически в неизменном виде. <...> Стать поэтической темой могло любое событие из жизни племени или семьи — будь то рождение сына или колодец, наполнившийся водой после дождя. <...> Особое место в этом поэтическом своде зани мает кофе. <...> Для кочевников он был не только люби мым и необходимым напитком, дающим силы в долгих переходах по пустыне. <...> Кофепитие и всё, что с ним связано, являлось важнейшим элемен том общественной жизни бедуинов. <...> За чашкой ко фе выясняли отношения, договаривались о взаим ной поддержке и военных союзах, устанавливали границы пастбищ, заключали торговые сделки, со вершали браки, служившие порукой дружбы меж ду племенами. <...> Сложившаяся за века кофейная це ремония — символ гостеприимства, которое в жизни кочевников имело куда большее значение, чем простая вежливость и изъявление дружелю бия. <...> В пустыне, где племена постоянно перемеща лись с места на место, дружба и гостеприимство были гарантом безопасного передвижения и меж Э // 28 // // 29 // племенного мира, а значит, самой жизни. <...> В системе бедуинских ценностей кофе и гос теприимство настолько тесно переплетены друг с другом, что составля ют едва ли не синони мические понятия. <...> Так, желая похвалить кого то за гостеприимство, бедуин говорил: «Ты найдёшь их кофейники над ямой для огня». <...> 1883. // восточная коллекция 2015 // // чашка кофе // Бедуинские «кофейные стихи» (а это огромный пласт поэзии) — настоящая энциклопедия, в которой можно <...>