74 Первушина Е. А., канд. экон. наук, доцент кафедры Корпоративной культуры и PR МФПА, г. Москва, EPervushina@mfpa.ru УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАцИяМИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В процессе коммуникаций со всеми заинтересованными сторонами формируются конкурентные преимущества вуза, что повышает его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. <...> В данной статье показано значение эффективного управления коммуникациями вуза, как одного из факторов его конкурентоспособности. <...> Рассматриваются вопросы обеспечения конкурентоспособности вуза за счет коммуникаций с потенциальными потребителями образовательных услуг, партнерами, бизнес-средой, конкурентами, органами государственной власти и управления. <...> Ключевые слова: конкуренция вузов, факторы конкурентоспособности вуза, управление вузовскими коммуникациями, стратегические альянсы, отношения с органами власти. <...> Введение В контексте интеграции России в мировое экономическое и образовательное пространство вопрос о конкурентоспособности российских вузов, их конкурентных преимуществах и успехах на международном рынке приобретает общегосударственное значение. <...> А это значит, что общество вправе рассчитывать на высокий уровень профессиональной компетентности российских вузов в осуществлении конкурентных действий, создании и претворении в жизнь эффективных конкурентных стратегий и тактических моделей поведения. <...> Как отмечает Ю. Б. Рубин, речь идет не об искусственной «товаризации» образования, «а о рациональных основах выражения субъектами рынка образовательных услуг своих интересов»1. <...> Согласно теории конкуренции, столкновение интересов на рынке образовательных услуг диктует необходимость сочетания неизбежных конфликтов и соперничества с сотрудничеством всех заинтересованных сторон. <...> Действительно, практически все стороны рынка образовательных услуг взаимно заинтересованы в высокой конкурентоспособности <...>