3D моделирование Виртуальная реальность № 6 (36) 2011 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА А. Л. <...> Горбунов, канд. техн. наук, Московский государственный технический университет гражданской авиации Летный симулятор с пилотским интерфейсом комбинированной реальности В статье описываются программа-симулятор, разработанная в учебно-тренажерном центре Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУГА), и дизайн экспериментов с данным симулятором, нацеленных на оценку эффективности интерфейса комбинированной реальности по сравнению с существующими решениями. <...> Введение (Enhanced Vision System) привело к использованию HUD (Head-Up Display) в качестве интерфейса управления воздушных судов (ВС) (см., например, [4]). <...> HUD по существу представляет собой устройство комбинированной реальности (КР, английский термин — Augmented Reality, AR), технологии совмещения объектов реального мира и виртуальных, созданных компьютером объектов. <...> Здесь в качестве виртуальных объектов выступают 3D-модели рельефа местности в районе посадки и индикаторы параметров управления полетом. <...> HUD — дорогостоящий габаритный комплекс, требующий специальной установки в пилотской кабине, который, тем не менее, не обеспечивает развитие в очевидном на сегодня направлении: от 2D и «плоского» 3D к варианту 3D+стерео. <...> Однако результатом стремительного даже по меркам IT-прогрессa техники КР в 2010 г. стало появление устройств обработки и стереоотображения [1], на основе которых возможно создание полностью автономной недорогой системы инструментальной посадки в условиях плохой видимости, которая используется в качестве резервной по отношению к стандартным бортовым средствам навигации, патент [9] на такую систему получен в МГТУГА. <...> Преимуществами предР 56 3D моделирование Виртуальная реальность азвитие систем инструментальной посадки с применением решений SVS (Synthetic Vision System) и EVS лагаемой системы относительно подобных комплексов являются: • Улучшенная пространственная <...>