Оригинал здесь - http://www.krugosvet.ru/articles/83/1008308/1008308a1.htm
ФИЛОНОВ, ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ (1883-1941), русский художник и теоретик искусства,
представитель футуризма, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в. Родился в Москве
8 (20) января 1883 в семье кучера. Рано осиротел. В 1897 семья, оставшаяся на попечении сестры
Александры, переехала в Петербург. Учился в живописно-малярных мастерских (1897-1901), школестудии
Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1903-1908); был вольнослушателем петербургской Академии
художеств (1908-1910). В 1905-1907 путешествовал по Волге, Кавказу (Новый Афон), ездил в Иерусалим
(через Константинополь). Был членом "Союза молодежи" (с 1910), после распада последнего вместе с
Д.Какабадзе организовал недолговечную группу "Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков
"Сделанные картины"" (1914). В те же годы сблизился с В.В.Хлебниковым и сам выступил как поэт,
выпустив поэму Пропевень о проросли мировой (1915), где антивоенный пафос сочетается с
мистическими мотивами всеобщего преображения человека и природы. В 1916-1918 служил в
действующей армии на Румынском фронте.
Первые значительные произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике на
бумаге (Мужчина и женщина, Пир королей, Восток и Запад, Запад и Восток; все работы - 1912-1913,
Русский музей, Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну - с их аллегорическими
фигурами-олицетворениями и страстным интересом к "вечным темам" бытия. В них вырабатывается
самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками - как прочно
"сделанную" вещь. Однако (в отличие от В.Е.Татлина) он пребывает как бы "футуристомконсерватором"
и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой, искрящейся, пестрой
живописности. В его образах утверждается идея органической художественной формы, аналогичной
природным формам и процессам. Согласно теории Филонова, тщательно прорабатывая в своем
"аналитическом искусстве" "каждый атом" картины, живописец должен выражать не только внешнюю
видимость мира, но и внутреннее знание о нем.
Вернувшись с фронта в Петроград (1918), мастер активно включился в жизнь искусств. Он стал
одним из инициаторов создания местного Инхука (Института художественной культуры) и с 1923
руководил в нем отделом общей идеологии; в том же году опубликовал Декларацию "Мирового
расцвета" (1923), на базе которой в 1925-1927 сложился коллектив его учеников и последователей
("Мастера аналитического искусства"). Его произведения этих лет эпически "формулируют" целые
монументальные пласты жизни (так называемые "формулы" пролетариата, революции, космоса, весны,
составляющие большие живописно-графические циклы; огромная серия "голов"). Однако, при всей
искренности революционных убеждений Филонова, социальная утопия в его искусстве парадоксально
(так же, как в прозе А.П.Платонова) сочетается с антиутопией, обнажающей трагические разрывы и
трещины бытия. Мастер испытывает все больший цензурный прессинг: его первую персональную
выставку, уже развешанную в залах Русского музея, запрещают (1930), пресса делает "филоновщину"
объектом систематических нападок.
Художник не раз писал добросовестно-натуралистичные портреты. Однако его попытки создать
"тематическую картину" в духе соцреализма (Тракторный цех Путиловского завода, 1931) или
торжественный портрет вождя (И.В.Сталин, 1936; обе работы - в Русском музее, Петербург) не имели
общественного успеха. Загнанный в угол, он упорно продолжал работать. С одной стороны, его
серийные "формулы" 1930-х годов переполняются чувством всеобщего распада, с другой - он сохраняет
стоическую убежденность в правоте коммунистических идеалов. Именно поэтому Филонов
категорически запретил продавать свои вещи, считая их достоянием пролетариата (благодаря этому
почти все его наследие, переданное сестрой, Е.Н.Глебовой, в Русский музей, осталось неразрозненным).
Умер Филонов в Ленинграде 3 декабря 1941.
Стр.1