УДК 82–6 DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.24.22 В. В. Массон, Омский государственный педагогический университет ПУТЕШЕСТВИЕ КАК РЕФЛЕКСИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ («ФРЕГАТ “ПАЛЛАДА”» И. А. ГОНЧАРОВА) В статье рассматривается вопрос о значении искусства в путешествии писателя: литературных, музыкальных и изобразительных координат, литературной традиции в творчестве И. А. Гончарова. <...> В круг художественных исканий писателя, связанных с созданием книги «Фрегат “Паллада”», вводится роман «Обломов», а также адресаты писем путешествия (писатели-современники). <...> Именно это событие и лежит в основе одного из интереснейших текстов писателя «Фрегат “Паллада”». <...> Обращение к произведению с неоднозначной жанровой природой помогает и понять личность автора, и выявить, как происходит синтез элементов различных эстетических традиций в творчестве художника. <...> Гончаров в основном известен читателю как мастер крупных форм, отображающих жизнь во всей её философской глубине и масштабности; стремясь осмыслить сложность бытия, его противоречивость, писатель прибегает к самым разнообразным литературно-философским контекстам. <...> Нужно понять, почему так важен для писателя диалог с другими художественными мирами, влияние этого диалога на становление и развитие мировоззрения художника. <...> Такое обращение возможно на разных уровнях: жанра, композиции произведения, создания художественного образа. <...> Гончаров создал особый роман, где есть и правда, и вымысел, но граница между ними размыта. <...> Для Гончарова оказывается важным не только сообщить о некоем историческом факте (путешествии), но и эстетически воздействовать на читателя, а также включить текст в литературную перспективу. <...> Мотив путешествия возникает в романе «Обломов», наиболее близком по времени создания к «Фрегату “Паллада”». <...> Традиционно в творчестве писателя гончароведы выделяют трилогию, однако Энгельгардт говорит о том, что «Фрегат “Паллада”» является четвёртой частью тетралогии <...>