Прошлое о настоящем Юрий ГОВОРУХА-ОТРОК О СОВРЕМЕННОЙ БЕЛЛЕТРИСТИКЕ I По случаю присуждения Пушкинской премии1 Академия наук вы сказала свой взгляд на современную беллетристику, разбирая сочинения одного из современных беллетристов. <...> «Дарование автора употреблено на незначительные ве щицы, которые более или менее носят свойства случайности и в которых чувству ется, что он передает то, что попалось ему на глаза»2. <...> 3 Акт в академии // Новости и биржевая газета. <...> . НЕВА 11’2015 192 / Петербургский книговик «Новости», однако, задаются и более общим вопросом. <...> » Не проще ли всего сказать, что причина эта кроется в отсутствии дарований? <...> Ведь и в истории всемирной литературы мы часто находим целые периоды полно го упадка так называемой «изящной словесности», — а в истории нашей литерату ры, быть может, этот период упадка только начинается. <...> Потом дело пошло на понижение, но все же явился целый ряд очень еще крупных дарований — подразумеваю так называемых писате лей сороковых годов. <...> Но все же период упадка только что у нас начина ется, потому что ведь писатели сороковых годов, которых никак нельзя отнести ко «временам упадка», только что закончили свою деятельность, а иные еще и за канчивают. <...> Нельзя было говорить об упадке нашей «изящной словесности», когда в период от конца пятидесятых годов и до нашего времени, наряду со всяким забы тым литературным хламом (во все времена, можно сказать, и у всех народов неиз бежным), почти непрерывно появлялся целый ряд лучших созданий Тургенева, Толстого, Достоевского, Островского, Гончарова и проч. и проч. <...> , г. Страхов), но это доказывает только низкий уровень читающей публики и влиявшей на эту публику критики, а никак не упадок «изящной словесности». <...> Итак, «период упадка» у нас только начинается — и долго ли продлится, кто мо жет сказать? <...> Но тут же газета замечает: «однако условия эти остаются приблизительно неиз менными с тех пор, как пишутся романы на русском <...>